Археология.РУ   Открытая библиотека

Главная страница   |   Карта сайта

Археология.РУ - Новости археологии вКонтакте

Поиск на сайте:    

Сайту Археология.РУ - 14 лет: максимум информации - минимум излишеств! Сказать "Спасибо"

Присылайте пожалуйста свои материалы для публикации на мэйл info@archaeology.ru

Я.А. Шер. Археология изнутри. Научно-популярные очерки

Фрагменты неизданной книги. Редакция 16.04.09
Книга опубликована: Я.А. Шер. Археология изнутри. Научно-популярные очерки. Кемерово. - 2009. - 221 с. + CD с иллюстрациями

Вы находитесь: Археология.PУ => Библиотека => Научно-популярная литература

Введение, или "тайны" и "загадки" археологии" | Археологические памятники | Пещеры без тайн


Пещеры без тайн. Нио и Руффиньяк

Предисловие и Альтамира | Комбарелль и Ляско | Пеш-Мерль, Куньяк и Труа Фрер | Нио и Руффиньяк | Шове и Коске

Нио

Рис. 3.68. Пещера Нио. Франция, департамент Арьеж, окрестности города Тараскон-сюр-Арьеж, долина р. Викдессо. Пещера открыта в 1906 г. Живопись была открыта капитаном Моляром, затем изучалась аббатом А. Брейлем и Э. Картальяком. Длина галерей пещеры равна более 2 км (Clottes, 1991). Первые изображения встречаются в 500 м. от входа. Это – различные знаки, выполненные красной охрой, за которыми следуют гравированные изображения двух бизонов и угловых знаков. Гравированные изображения видны также на полу пещеры. Всего в пещере 104 изображения животных, из них две трети – в Черном Салоне. Много знаков (более 300) и только 15 рисунков не поддаются расшифровке. В целом живопись Нио датируется средним мадленом. Даты по С-14: центральная фигура бизона на панно I – 12890 ± 160 л. т. н., черная черта, проведенная рядом – 13060 ± 200 л.т. н., малый бизон на панно V – 13850 ± 150 л. т. н. Нио – самая большая из известных пещер с живописью: высота потолков – до 60 м

Рис. 3.69. Пещера Нио. Фрагмент центрального панно Черного Салона, почти круглого зала, на стенах которого видны шесть великолепных панно в основном с изображениями бизонов, лошадей, коз и различных знаков

Нио (французы произносят «Ньо») находится в предгорьях Пиренеев в долине р. Викдессо в окрестностях города Тараскон-сюр-Арьеж (рис. 3. 68). Сразу вспомнился А. Доде и его «Тартарен из Тараскона». Изображения были открыты капитаном Моляром, изучались Брейлем и Картальяком. Длина галерей пещеры около 2 км. В некоторых полостях своды пещеры достигают высоты 60 м. Первые изображения появляются в 500 м. от входа. Здесь Ж. Клотт нас оставил на попечение своего помощника и уехал по своим делам.

На стенах были видны различные знаки, выполненные красной охрой, за которыми следуют гравированные изображения двух бизонов и угловых знаков. Гравированные изображения видны также на полу пещеры. Всего в пещере 104 изображения животных, из них две трети – в «Черном Салоне» (рис. 3.69). Много знаков (более 300) и еще 15 рисунков не поддаются расшифровке. В целом живопись Нио датируется средним мадленом. Даты по 14С: центральная фигура бизона на панно I – 12890±160 л. н., черная черта, проведенная рядом – 13060±200 л. н., малый бизон на панно V – 13850±150 л. н.

Рис. 3.70. Пещера Нио. Следы ног подростков около 12 лет (по: Clottes, 1991). Как показали исследования, в пещерах преобладают следы ног детей и подростков (от 6 до 14-16 лет). Следы взрослых людей тоже встречаются, но реже. Эти наблюдения интересны в свете гипотезы о детском изобразительном творчестве как модели возникновения и развития изобразительной деятельности вообще

Здесь я впервые увидел сохранившиеся следы босых детских ног (рис. 3.70) на когда-то сырой, но давно затвердевшей поверхности пола пещеры. Потом я видел их и в других пещерах, но первое впечатление, конечно, самое глубокое.

В начало страниц

Руффиньяк

Рис. 3.71. Пещера Руффиньяк. Франция, департамент Дордонь. Современные входы во многие французские и испанские пещеры и гроты подверглись переустройству. У некоторых, как, например, Ляско, Альтамира сделаны вообще новые входы, а старые заложены. У таких пещер как Руффиньяк, Пеш-Мерль, Куньяк, Кастильо и др. места около входа «облагорожены», установлены стенды с планами самой пещеры и ее окрестностей, расположены сувенирные лавочки, кафе и места для отдыха. Внутри этих пещер устроены помосты, перила, дорожки и освещение, которое включается и выключается по мере продвижения посетителей

Рис. 3.72. В живописи пещеры Руффиньяк самым популярным персонажем был мамонт. Здесь насчитывают 157 изображений этого древнего, вымершего слона. Обычно это – разрозненные фигуры или вереницы животных

Рис. 3.73. В двух случаях мамонты противостоят друг другу. Одна из таких сцен перед вами (длина 110 см). У левого мамонта оба бивня направлены вперед. У правого - один бивень направлен вперед, а второй как бы повернут в сторону. Что это, геральдическая композиция или сцена столкновения двух гигантов, об этом можно только догадываться (по: Plassard, 1995)

Теперь вернемся к пещере Руффиньяк (рис. 3.71), которая находится в департаменте Дордонь. Пещера известна очень давно, живопись – тоже, но до 1956 г. были сомнения в ее древности. Летом 1956 Р. Робер и Ж.-Л. Нужье нашли здесь несколько изображений мамонтов – лучшие свидетельства палеолитического возраста живописи (рис. 3.72, 3.73). В пещере работали Брейль, Нужье, Леруа-Гуран и др. Абсолютных датировок нет.

Рис. 3.74–75. Представленный здесь план пещеры Руффиньяк показывает, что это одна из самых протяженных и разветвленных пещер, Общая длина более 2 км. План напоминает ветвистое дерево с двумя крупными и многими мелкими ответвлениями. По двум главным ветвям (на плане левая юг – север и правая запад – восток) проложена узкоколейка, по которой гид на миниатюрных тележках со светильниками возит туристов

Рис. 3.76-77. Руффиньяк, Большой Плафон. 77. – Вид сбоку и 78. – прорисовка. Цветом выделены животные одного вида

Первое, что поражает это – ее протяженность (более 2 км) и необычайная разветвленность. В плане это – раскидистое древо из двух основных «стволов», от которых отходит 7 крупных ветвей, а от последних – еще десятки мелких (рис. 3.74). По двум главным ветвям (на плане левая юг – север и правая запад – восток) проложена узкоколейка (рис. 3.75), по которой гид на миниатюрных тележках со светильниками возит туристов.

Как и в Альтамире, в Руффиньяк есть зал с расписанным потолком – Большой Плафон (рис. 3.76, 3.77) На всей расписанной поверхности выявляются четыре характерных особенности: среди фигур преобладают мамонты; их изображения находятся в основном не в центре; фигуры лошадей изображены в левой части занимаемого пространства; один представитель каждого из четырех наиболее многочисленных видов (мамонт, бизон, коза, лошадь) изображен гораздо крупнее чем все остальные. Исследование перекрывания одних изображений другими показывает, что процесс заполнения плоскости плафона был длительным.

Рис. 3.78. Пещера Руффиньяк. На одной из стен есть фриз с тремя носорогами. По поводу правого из них в свое время разгорелся спор: некоторые исследователи считали его современной подделкой. Спор не без юмора разрешил Брейль. Такую подделку мог сделать только я, – сказал Брейль, – но я ее не делал

На одной из стен есть фриз с тремя носорогами (рис. 3.78). По поводу правого из них в свое время разгорелся спор: некоторые считали его современной подделкой. Спор не без юмора разрешил Брейль. Такую подделку мог сделать только я, – сказал Брейль, – но я ее не делал.

В начало страницы


Рис. 3.79. Каркассон. Небольшой городок на юге Франции (45 – 50 тыс. жителей), один из винодельческих центров. Количество туристов, проходящих через Каркассон, многократно превышает численность его населения, как, впрочем, и во многих других городах и городках. Туристов сюда привлекает фантастический вид средневекового замка. Основные его стены и сооружения относятся к XIII – XV вв., но в его основе лежат руины намного более ранних поселений от бронзового века до раннего средневековья

Рис. 3.80. Португалия, долина р. Коа. Петроглифы эпохи верхнего палеолита на прибрежных скалах. Некоторое время шла довольно острая дискуссия о возрасте этих петроглифов. Привычные стереотипы не позволяли сразу признать их палеолитическими (вспомним споры о возрасте плафона из Альтамиры). Однако со временем в дополнение к стилистическому анализу удалось получить радиоуглеродные даты рисунков, перекрытых культурным слоем. Опубликован фундаментальный отчет (Zilhao, 1998), который уже вышел двумя изданиями с предисловием министра культуры Португалии М. М. Карильо

Далее наш путь лежал в предгорья Пиренеев, в Каркассон, где нас ждал Доминик Сакки, с которым мне предстояло познакомиться, как с будущим сотрудником нашей совместной экспедиции в долину Енисея в будущем 1992 году. Каркассон – сказочный город примерно в сотне км от западного побережья Средиземного моря. Когда въезжаешь в него, трудно избавиться от впечатления, что въезжаешь в декорации, построенные для съемок фильма из жизни в средневековом городе (рис. 3.79).

Доминик был запросто, по-дружески приветлив так, как будто мы были давно знакомы. Быстро заговорил, естественно, по-французски, будучи уверенным, что я все понимаю, хотя такую скороговорку я понимал «с пятого на десятое». Но я знал, что нашей целью является знакомство с редким пока еще памятником, который находится далеко в горах. Однако сначала несколько предварительных слов.

До сравнительно недавнего времени среди специалистов преобладало мнение о том, что палеолитические изображения сохранились только в пещерах, гротах или под скальными навесами. Однако в начале 80-х гг. ХХ в. в Португалии (долина р. Коа) и в Испании (Доминго Гарсия, Сьега Верде, Педрас Бланкас и др.) были обнаружены изображения животных под открытым небом, выбитые или гравированные на скальных плоскостях.

С петроглифами на берегах р. Коа (рис. 3.80) связана очень показательная история, хорошо знакомая российским археологам. Здесь намечалось строительство плотины. Водохранилище должно было затопить часть долины вместе с петроглифами, которые рассредоточены на прибрежных плоскостях на протяжении примерно 17 км. Протесты научной общественности и деятелей культуры сыграли свою роль. Поначалу правительство попыталось их проигнорировать, в конце концов сдалось, и строительство было остановлено. Археологи смогли досконально исследовать обнаруженные памятники и принять меры к их сохранению.

К одному из таких открытий на территории Франции был причастен и Доминик Сакки. В том же 1981г. отставной французский генерал Жан Абелане, который занимался историей римских галльских походов, путешествовал по южным департаментам Франции и искал в этих местах древние латинские надписи на камнях и скалах, оставленные римскими легионерами. В департаменте Верхние Пиренеи на одной скале, в местности Верхний Форнол Абелане обнаружил изображение головы козла, сделанное едва заметной тонкой гравировкой и сообщил об этой находке Доминику, который установил принадлежность этого изображения и некоторых других гравировок к эпохе верхнего палеолита.

Мы ехали к Верхнему Форнолу. Постепенно дорога теряла свой изысканный европейский вид, а когда начались хорошо знакомые россиянам ухабы и рытвины, мы свернули к одной усадьбе, местного жителя, приятеля Доминика. Нас пригласили в дом. Дочь хозяина, которая приехала из Марселя навестить отца, угостила нас кофе и огорошила меня несколькими русскими фразами (изучала русский в школе). Хозяин, заядлый охотник, показал нам добытый сегодня на рассвете трофей – убитого дикого кабана.

Рис. 3.81-82. Пиренеи, Верхний Форнол. Доминик Сакки показывает контуры гравировки головы горного козла. Без его подсказок обнаружить это изображение было бы трудно

Затем мы оставили здесь наши, неприспособленные к горной дороге автомобили, за нами приехал сын хозяина на джипе и доставил нас к цели нашего путешествия. Последнюю сотню метров мы поднимались пешком, поскольку даже плохая дорога кончилась (рис.3.81).

Тонкие процарапанные на выветренной поверхности скалы линии при первом взгляде почти незаметны, но затем, по мере привыкания глаз, можно было различить голову горного козла (рис. 3 82). Я вспомнил, как в студенческие годы мне впервые показали наскальные изображения, а я долго не мог их уловить взглядом среди естественных скальных трещин, пятен лишайников и следов выветривания.

Рис. 3.83. Пещера Бедейяк. Обломок копьеметалки (фрагмент задней части) с резной фигуркой копытного животного, по мнению Леруа-Гурана – молодой пиренейский горный козел или олененок). Рог оленя. Длина 8 см. Музей Национальных древностей, Сен-Жермен ан Ле (по другим данным – частная коллекция ромена Робера – Leroi-Gourhan, 1995)

Рис. 3.84-85. Пещера Мас д’Азиль. Здесь были найдены замечательные предметы мелкой пластики: №.84 – целая копьеметалка с таким же, как в Бедейяк (3.83) фигурным навершием. Рог оленя длина, длина 26,9 см (Leroi-Gourhan, 1988); 3.85 – обломок задней части другой копьеметалки с резными головами двух лошадей и лошадиного черепа. Длина 16,5 см, по данным радиоуглеродного анализа 13 – 14 тыс. л. т. н.

Рис. 3.86-88. 3.86 – реконструкция способа употребления копьеметалки (по: Sacchi, Vaquer, 1996); 87. – правильная позиция перед броском; 88. – во время конгресса по наскальному искусству в Рипоне (США, иллинойс, 1999) студенты устроили нам практическое занятие по бросанию дротика при помощи копьеметалки. Справа на заднем плане Д. Черемисин и Ж. Клотт

В ходе этой поездки и в другие годы мне довелось побывать еще в некоторых пещерах и гротах: во Франции – Бедейяк, Мас д’Азиль, Виллар, Кап Блан, Абри Пуассон и др.; в Испании – Эль Кастильо, Лас Чименеас, Ла Пасьега, Лас Монедас. Каждая из них по-своему интересна и о каждой можно много чего рассказать. Например Бедейяк с гигантским по размерам входом и длиннющим прямым коридором в годы оккупации использовалась фашистами под завод по сборке самолетов. Длинный коридор служил взлетной полосой, и самолет, разогнавшись, вылетал из пещеры. Серьезных работ здесь не велось, и в 1991 г. она производила впечатление запущенной. Отсюда происходит очень интересный предмет мелкой пластики – обломок копьеметалки (рис. 3.83), с резной фигуркой копытного животного. Мас д’Азиль – тоже немалая пещера с вытекающей из нее речкой и проложенной рядом насквозь через пещеру дорогой. Здесь тоже были найдены замечательные предметы мелкой пластики – целая копьеметалка с таким же, как в Бедейяк фигурным навершием (рис. 3.84) и обломок задней части другой копьеметалки с резными головами двух лошадей и лошадиного черепа (рис. 3.85). Как использовались копьеметалки в те времена можно понять из рис. 3.86, 3.87 и 3.88.

Осталось сказать несколько слов о двух самых знаменитых за последние полтора десятилетия пещерах, в которых я сам не был, да и вряд ли когда-нибудь смогу увидеть «вживую» по вполне объективным причинам.

 

В начало страницы



По вопросам, связанным с размещением информации на сайте, обращайтесь по адресу: info@archaeology.ru
Все тексты статей и монографий, опубликованные на сайте, присланы их авторами или получены в Сети в открытом доступе.
Если владельцы авторских прав на некоторые из текстов будут возражать против их нахождения на сайте, я готов удалить их
Коммерческое использование опубликованных материалов возможно только с разрешения владельцев авторских прав
При использовании материалов, опубликованных на сайте, ссылка обязательна
© Я.А. Шер 2009 (текст), В.Е. Еременко (оформление) 2009
Оптимизировано для Internet Explorer 1280х1024 Страница обновлена 12.03.13